Основные направления экономической политики правительств развитых стран



Если исходить из того, что любой правительственный чиновник (от президента и премьер-министра до клерка) назначается на свою должность и мечтает либо о повышении, либо, как минимум, остаться на своем месте, единственной возможнос­тью избежать отставки является удовлетворение интересов, в первую очередь, влия­тельного меньшинства при возможном наилучшем соблюдении интересов всего на­селения страны. Это проявляется особенно сильно в периоды перед президентскими выборами.

Но ситуация осложняется разницей в интересах основных групп. Экспортерам выгодно падение национальной валюты, а импортерам - ее повышение. Финансо­вым институтам (банки, фонды и т.п.) выгодна высокая инфляция, а потребите­лям заемных денег (промышленные и торговые предприятия) - выгодна политика дешевых денег. Владельцам недвижимости выгоден рост цен на землю, а не име­ющим таковой - это невыгодно. Перечислять подобные группы можно до бесконеч­ности. Во взаимном противопоставлении интересов различных групп рождается не­кое оптимальное равновесие, за соблюдением которого и призваны следить государственные мужи. Чем лучше эти люди будут удовлетворять интересы наиболее многочисленных и сильных групп, тем дольше они будут оставаться у власти. Но здесь проявляется и обратная связь - чем дольше остаются у власти проводники каких-то определенных интересов, тем больше выгоды получают группы, представ­ляющие эти интересы и тем сильнее будут данные группы. Как только мы понима­ем неизбежность происходящей обратной связи, мы можем достаточно уверенно сказать, что такая политика обязательно приведет к перекосам в экономической системе государства в сторону некоторых групп. А любой перекос приводит к тому, что процесс развивается циклично, переживая подъем и спад. После прихода к власти проводника определенных интересов, одна из групп начинает получать не­которые преимущества перед другими. От этого группа усиливается и начинает воздействовать на власть с еще большей силой. Государственные чиновники, видя, как одна из групп набирает силу - всячески стараются также получить из этого процесса выгоду, как материальную (деньги), так и нематериальную (остаться у власти). Ситуация доходит до определенной точки, когда интересы одной группы начинают затрагивать все больше и больше интересы других групп, причем не с лучшей стороны. Начинается противостояние. Дальше ситуация может развиваться по двум сценариям. Первый приводит к тому, что правящая группа начинает при­слушиваться к интересам других групп, ассимилируясь с ними. Это мирный путь, эволюционный, он не приводит к потрясениям. Второй сценарий, революцион­ный, - это прямая конфронтация интересов правящего меньшинства и интересов большинства. Приводит к полной отставке правящей группы и надолго отбрасыва­ет ее подальше от власти. Характерный пример второго сценария - Россия, от царя Николая II до КПСС.

Сейчас революционные пути решения проблем между различными группами не в моде, поэтому большинство ситуаций разрешается по первому сценарию -путем проведения мирных переговоров и нахождения консенсуса по спорному вопросу.

Зная, какая группа в данной стране сейчас у власти и какие у нее интересы, можно определить и приоритеты в определении основных вопросов экономичес­кой и социальной политики.

Общий интерес группы является средним коллективным интересом участников этой группы. Главные интересы среднестатистического участника любой группы—стабильность и доходность. Отсюда мы получаем средний общий интерес группы -получение высокого дохода при соблюдении максимальной надежности. Это понятие среднего интереса присуще всем группам и лежит в основе постановки цели суще­ствования группы. Но при одинаково поставленной цели для любой группы различ­ны средства ее достижения. Этим и отличаются различные группы. Между некото­рыми существует коренное, стратегическое различие, между другими различие несущественно и состоит только в решениях тактических вопросов.

Содержание раздела